Траулер - Буксир

Популярность: 5677
RSS
26 августа 2009 / Фарит Валиуллов
Траулер - Буксир

Между двумя рыбаками, закидывающими спиннинги с алюминиевого рыболовного катера, разгорается спор по поводу проходящей мимо моторной яхты. Так и не сошедшись во мнении по поводу стиля, «траулер» или «буксир», они соглашаются, что это все одно – стильно, и всецело возвращаются к охоте на окуней. А редкое еще на водных просторах России судно с мужественным и самодостаточным дизайном продолжает свой путь. Так чем же на самом деле отличаются яхты в стиле «траулер» и «буксир» друг от друга и от других моторных яхт? И почему – это яхта?

Термин «морская яхта» достаточно условен, но с определенной долей погрешности сюда можно отнести стальную, пластиковую, алюминиевую или деревянную лодку со стационарным двигателем, минимум с одной спальной каютой, одним салоном, гальюном и длиной свыше 30 футов. Все, что меньше и «без удобств» переходит в разряд катеров. Короче, в ГИМСе лучше объяснят.

Классический малый рыболовный траулер – это судно с высокими мореходными качествами для суровых погодных условий, просторной рулевой рубкой с круговым обзором и свободным проходом вдоль бортов. Естественно, с необходимым для улова оборудованием. Иногда к современным яхтам в стиле «траулер» применяют термин «pilothouse», подразумевая лоцманские (лоцман в переводе – pilot) катера, обладающие отличной панорамой с места управления судном. Но ведь и классические буксиры имеют те же качества!

В обоих судах не предполагается нахождение экипажа во время всего плавания на палубе, как обычно проводит время публика на круизных яхтах. В нелегких условиях (порой штормового моря) до и после выполнения работ команда отдыхает в каютах, поэтому максимально допустимому объему и обитаемости внутренних помещений всегда отводится особая забота. Причем, под отдыхом подразумевается не сон в течение нескольких суток, а различные анекдоты, байки и игральные карты на несколько часов. Так и сформировалась с годами планировка типичных буксиров и траулеров. Единственное принципиальное отличие: траулеры бывают только морские, а буксиры – портовые, морские и спасательные. Для двух последних типов мореходные качества принципиальны. А вот портовый буксир, как правило, низкобортный. 

Может внешний силуэт как-то отличает эти суда? Действительно, по своему предназначению траулер должен обладать просторной палубой, где производятся работы по добыче морепродуктов. И кроме морского пространства шкиперу необходимо хорошо видеть, что происходит на дэке. Поэтому на классических траулерах рулевая рубка смещена к корме. У буксиров же наоборот: главное – максимальный обзор акватории по ходу судна, необходимый для выполнения точных маневров, и пост управления располагается как можно ближе к носу судна. Различия в профиле каждого из этих стилей хорошо видны на чертежах 30-футовых круизных лодок 1999 года, предлагаемых к постройке конструкторской фирмой Kasten Marine.




 


Но и здесь скрывается некая загвоздка! Гонконгская компания American Marine Ltd., более известная под брэндом Grand Banks, в 70-х годах строила (еще деревянные, а с 1973 года и стеклопластиковые) яхты Spray размером в 36 футов, совершенно не подходящие по нашему по определению как «траулер», но именно так и названные. Поскольку в профиль это скорее типичный «буксир», производимый верфью Nordic Tugs, со всеми причитающимися атрибутами (сдвинутой вперед рубкой и отсутствием свободной палубы для ловли рыбы).

Голландская верфь Pedro Boat также позиционирует свой флагман Bora-43 как «траулер», хотя эта стальная яхта внешне более подходит под определение «буксир». А компания Aquanaut из тех же Нидерландов и вовсе нарекла некоторые производимые яхты с кормовой каютой термином «траулер», просто сделав отрицательный наклон лобовых стекол в салоне. В Европе, в отличие от заокеанских континентов, полный разброд в данных определениях, но очень многие мужчины с любовью созерцают эти, вроде бы, грубоватые корабли. И раздумывают об их приобретении.

Так откуда же взялся такой пиетет к этому стилю? Много лет назад бывшие шкиперы, капитаны и боцманы, бороздившие всю жизнь водные просторы, после выхода на пенсию также хотели продолжить связь с морем. И, наконец, показать семье, что море – это не только работа, но и образ жизни, отдых, душевное состояние. Однако, они никак не могли соперничать с  миллионерами, способными заказать яхту любого вида и размера, и покупали списанные траулеры и буксиры в личное пользование. Чуть перестраивали рулевую рубку, снимали ненужное оборудование, модернизировали агрегаты, обустраивали внутренний быт, перекрашивали. И из типично рабочего судна получалась стильная яхта! Сегодня на фестивали поклонников истинных кораблей и в Америке и в Европе собираются множество таких судов, выпущенных десятилетия назад, но до сих пор вызывающие слезы умиления у настоящих моряков.

Вот! В этом-то и есть главное отличие лодок в стиле «траулер» или «буксир» от множества своих одноразмерных сородичей - яхт, чаще стоящих в маринах, дабы завлекать чечевичным росчерком окон и сексуальными изгибами палубы гуляющих по берегу дурочек. Все эти белоснежные изваяния, отражающие на своих бортах мерцающую голубизну, не могут сравниться с настоящими кораблями, которыми являются «траулеры» и «буксиры». Корабли были и будут во все века, ассоциируясь с морем, приключениями и бескрайними просторами. А накипь после очередного прибоя навсегда растворится в пучине. Но мы отвлеклись.

Tug (по-русски – буксир) должен обладать очень хорошей маневренностью, что демонстрируют даже немаленькие суда этого класса (имеются ввиду профессиональные). Максимальная тяга на швартовых – главное отличие лодок этого класса, необходимое для выполнения своего предназначения. И опять же! Максимальная тяга необходима и для классических траулеров, дабы вытащить из пучины драгоценный улов. Но для настоящего траулера всегда была нужна еще и такая способность, как быстро доставить улов заказчику. Поэтому на этих типах судов применялись более мощные двигатели (иногда и два).

Обычно внешне любую из яхт этих стилей можно безошибочно отличить по отрицательному (или нулевому) наклону лобовых стекол. Кроме залихватского вида, это придает такие замечательные качества, как улучшенная обзорность во время дождя или при морских переходах на волнении и отсутствие бликов на стекле в солнечную погоду. Но есть множество моделей «траулеров» с традиционно-автомобильным наклоном стекол, что никак не отражается на их имидже, поскольку общие пропорции и некая аура этих яхт позволяют безошибочно отнести их к настоящим мореходам. Например, при взгляде на серию судов Beneteau Swift Trawler ни у кого не остается сомнения, что это – истинные покорители просторов мирового океана.  
Современные яхты в стиле «траулер» часто имеют рулевую рубку, объединенную с салоном и даже камбузом, поскольку капитан (он же – владелец судна) во время управления яхтой хочет быть рядом с семьей или приглашенной на борт компанией. Наличие флайбриджа на обоих типах судов скорее является результатом пожеланий заказчика и веяний яхтенной моды, как и обводы, предназначенные для водоизмещающего или переходного режимов. Стальные «траулеры» и «буксиры» сложно разогнать до переходного режима, поэтому корпус рассчитывается на плавание со скоростями до 10-11 узлов. А пластиковые яхты, как правило, обладают большей энерговооруженностью и способны преодолевать морские пространства на скорости более 16-18 узлов. Это – не моветон! При приближении шторма можно достаточно быстро достичь спокойной бухты или гавани.

Мореходность, надежность и обитаемость обоих типов судов породили в последние годы совершенно новое направление в проектировании яхт. Это яхты экспедиционного класса, способные на дальние океанские переходы, которые ранее были доступны лишь для кораблей размерами выше 80-100 футов… 12

Один из рыбаков с алюминиевого рыболовного катера, вываживая очередного окуня, подумав, согласился, что затеянный им часом ранее спор по поводу проходящей мимо яхты был бессмысленным. Второй кивнул в ответ, - Что «траулер», что «буксир» - все одно. Все настоящее!
И они чертовски правы!