Катера и яхты
+7 (495) 649-69-25 +7 (495) 649-69-25
Свяжитесь с нами! Свяжитесь с нами!




RSS лента:
RSS новости Новости
RSS статьи Статьи




AirStep – воздух, несущий Beneteau над волнами

  И при презентациях Beneteau MonteCarlo, и во множестве статей об этих новейших яхтах знаменитой верфи вскользь упоминается термин AirStep. Мол, оборудованы они некоей революционной технологией. Да и последние модели Beneteau Flyer также оснащены  AirStep.  Поскольку от гламурных журналистов, тусующихся на различных Бот-шоу, в техническом плане никакого толка, а запатентованная компанией Beneteau система AirStep действительно очень интересна, попробуем разобраться «чого же сиё такое».

   Когда человечество в начале прошлого века научилось строить глиссирующие катера, передвижение по водным просторам приобрело совершенно иной характер. Появилась возможность доставлять пассажиров к месту назначения со скоростью автомобиля. Но с тех пор умы конструкторов так и заняты тем, как этот процесс улучшить и оптимизировать. Основным соперником катера на пути к максимальной скорости всегда была вода. Уменьшение трения корпуса об ее поверхность, соответственно, являлось главной задачей конструкторов. Отсюда появились реданы – уступы на днище лодки, которые при высоких скоростях создают каверну (воздушно-пузырьковую смесь), снижающую трение.

   При обтекании водой давление на днище падает за острым уступом редана (таков закон Бернулли), и когда с ростом скорости давление становится меньше атмосферного, воздух засасывается в пространство за реданом. Там начинает формироваться воздушная каверна, и вода уже полностью не смачивает какую-то часть днища в зареданной области. В результате снижается сопротивление трения, а скорость судна увеличивается. Надо учитывать, что естественная вентиляция днища оказывает влияние на сопротивление корпуса при числе Фруда больше трех.

   На подавляющем большинстве глиссирующих катеров с большой килеватостью (от 15 градусов и выше) применяются продольные реданы, но вентилирующий эффект от них хоть и есть, но небольшой. Конструкторы «мудрят» с расположением реданов – на некоторых катерах они идут к транцу от скулы, на некоторых – от форштевня. Однако наилучшая воздушная каверна формируется за поперечным реданом, где происходит самый резкий срыв потока. Соответственно, и засасывание воздуха. Поперечные реданы появились с первыми «глиссерами» 30-х годов, потом планомерно развивались, до некоторого упадка интереса к такой гидродинамике, когда появились очень мощные двигатели, способные вывести на глиссирование с высокими скоростями тяжелые суда, а множество компаний стали строить лодки, копируя друг у друга,  совершенно не заботясь об истинной морской инженерии. А зря! Построенный талантливым  конструктором Saunders’ом катер с пятью поперечными реданами Maple Leaf IV длиной 40 футов, двигателем 800 л.с. и водоизмещением аж 5,3 тонны развил скорость более 50 узлов. Знаете, когда это было? На Harmsworth Trophy в 1913 году!


  
Правда, современные морские архитекторы в чем-то, наверное, и правы. Это раньше на плоскодонных катерах было легко сделать поперечные реданы. Они имелись и на торпедных катерах Второй мировой, и на «поплавках» гидросамолетов. А при нынешнем повсеместном развитии обводов моногедрон (или «глубокое V») поперечные реданы очень сложно рассчитать для их эффективной работы, поскольку воздушная каверна должна находиться гораздо ниже под днищем. Лишь с появлением мощных компьютеров, моделирующих гидродинамические процессы, конструкторы вернулись к хорошо забытому старому. Тем более, как показывают испытания, при аналогичных скоростях расход топлива глиссирующего катера с поперечным реданом снижается почти на 20%! Тут надо оговориться. Подразумевается современный глиссирующий катер с поперечным реданом и патентованной технологией AirStep, где не только реданом создается воздушная каверна, а еще осуществляется принудительная вентиляция днища через специальные воздуховоды. Обводы Beneteau MonteCarlo весьма необычны: острый форштевнь переходит в киль, а чуть далее в корму от миделя трансформируется в гидролыжу. Здесь в киле сделано углубление, создающее на днище нечто вроде мини-транца. Туда и выведены два воздуховода. Следом отформован V-образный поперечный редан, перед которым прерываются продольные реданы. Во время движения яхты свежий морской воздух нагнетается через элегантные раструбы по бокам палубы, и спустя мгновение превращается в бурлящие пузырьки на днище за реданом Beneteau MonteCarlo, все быстрее мчащегося по лазурному морю.

Фарит ВАЛИУЛЛОВ

05.09.2009

Возврат к списку


Ваше имя:
Смайлики
С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка 
Здорово  Печально  Скептически 
Очень грустно  Со злостью  Удивленно 
Смущенно  Поцелуй  Вопрос 
Восклицание  Идея 
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке:

Яндекс.Метрика